Назад

Искусства и гуманитарные науки

Подразделение
50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки», Факультет гуманитарных и социальных наук
Форма обучения

Очная

Документы

Цель и миссия программы

Выпускник направления «Искусства и гуманитарные науки» способен работать в различных областях культуры как в традиционных сферах (музей и выставочный зал, театр, концертный зал, издательство и телевидение), так и в областях, связанных с менеджментом в сфере культуры. Выпускники могут работать кураторами выставочных проектов, в музеях, галереях, независимых культурных институциях, а также быть организаторами масштабных культурных проектов, фестивалей, биеналле. Выпускники могут также заниматься преподавательской и исследовательской деятельностью в области культуры и искусства.

Конкурентные преимущества программы

Студенты, обучающиеся по данной программе, имеют возможность одновременно получить два образования: основное образование по специальности и дополнительную квалификацию "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" (английский, французский, немецкий, испанский, китайский, арабский, персидский языки). Выпускник получает два диплома государственного образца: диплом по специальности и диплом переводчика. Академическая мобильность студентов — это стажировки и научные практики в ведущих ВУЗах и академических институтах России и за рубежом. Наши бакалавры имеют возможность стать обладателем Европейского приложения к диплому единого образца (DIPLOMA SUPPLEMENT). А это значит, что полученное образование будет конкурентно способным для работодателей не только в России, но и по всей Европе. Кроме того, кафедра теории и истории культуры предлагает программы ДПО:"Менеджмент в сфере культуры", "Новые практики в шоу-бизнесе", летнюю школу (июнь) "Творческие индустрии: город, сообщества, культура".

Уникальность программы.

Программа готовит специалистов широкого профиля в области теории и истории искусства и культуры, предпринимателей и управленцев, способных организовывать взаимодействие с учреждениями искусства и культуры и деятелями искусства, создавать долгосрочные творческие проекты в области культуры и искусства во взаимодействии с государственными и коммерческими организациями.

Вы будете уметь:

  • ориентироваться в теории и истории классического и современного искусства, в основных тенденциях мирового арт-рынка, в способах представления искусства, разрабатывать долгосрочные проекты в области искусства.
  • взаимодействовать с различными организациями, фондами и проектами в области развития культуры и искусства, вести собственные проекты, создавать оптимальную среду осуществления проектов, профессионально привлекать необходимые ресурсы.
  • создавать собственные концепции, проекты и реализации в области искусства, галерейного и выставочного дела, культурных мероприятий, на основании современных медийных и социальных технологий.

Вы сможете работать в государственных и частных организациях, собственном бизнесе и проектном менеджменте, в учреждениях культуры и искусства любого профиля, в краткосрочных и долгосрочных проектах управления культурой и развития искусства.

Основные изучаемые специальные дисциплины

Среди наших преподавателей ведущие специалисты по теории и истории искусства, истории и теории творческих индустрий, современному арт-менеджменту, арт-маркетингу, арт-брендингу и социокультурному проектированию в области культуры и искусства. В процессе обучения организуются мастер-классы с известными специалистами ведущих культурных институций – кураторами и продюсерами, арт-директорами и руководителями культурных центров и кластеров Москвы, арт-менеджерами в сфере кино, театра, музыкального искусства, специалистами в сфере творческих индустрий и пр.

  • История и теория музыки и театра
  • История и теория визуальных искусств
  • Теория культуры
  • Основы современного искусства
  • Основы экскурсионного дела
  • Теория и практика музейного дела
  • Популярная музыка и теория и практика шоу-бизнеса
  • Кураторская деятельность в сфере культуры
  • Менеджмент в сфере культуры
  • Основы арт-маркетинга
  • Бренд-менеджмент в сфере культуры
  • Пиар и реклама в культуре и искусстве
  • Презумпция авторства в истории культуры
  • Памятники истории культуры и их охрана
  • История и теория кино: современный кинематограф и видео-арт
  • История и теория кино: мировой кинематограф 20 века
  • Теория и практика межкультурной коммуникации
  • Теория и история фотографии
  • Коллекционирование: основные подходы
  • Формирование бренда в индустрии моды
  • Теория и практика межкультурной коммуникации
  • Введение в филологию: литература и живопись -диалоги в пространстве культуры
  • Культура и искусство модернизма" и мн.др.
  • В ходе обучения студенты посещают выездные практические занятия в ведущих культурных институциях г.Москвы – в музеях, галереях, центрах современного искусства, театрах, продюсерских центрах, на ТВ, в рекламных агентствах и издательских центрах, участвуют в научно-образовательных мероприятиях Сколково и пр.

Стажировки и практики

Цель производственной практики– овладение навыками администраторской, кураторской, управленческой, выставочной работы в различных областях культуры. Студенты знакомятся с целями и задачами выбранного учреждения культуры, с работой разных подразделений культурных и музейных институций, и интегрируются в рабочий процесс в качестве сотрудников (если справляются с задачами) и помощников (если задачи для них трудновыполнимы и требуется помощь более опытного наставника). Также участвуют в социокультурном проектировании – помогают готовить актуальные музейные проекты. Производственная практика по сути является междисциплинарной. Современная социокультурная ситуация и эпоха происходящих культурных изменений поставила вопрос о необходимости активного погружения будущего культуролога и куратора в производственную среду. В контексте расширения взаимодействия теории и практики актуальным сегодня становится развитие навыков и компетенций путем участия в конкретной практической деятельности. Это поможет студентам данного направления решать в дальнейшем общекультурные и профессиональные задачи. Места проведения практики выбираются в соответствии с договорами, заключенными с учреждениями культуры, действующими на текущий момент. Места практики – учреждения культуры и искусства: музеи, театры, галереи, выставочные комплексы, центры современной культуры, Экспоцентры, Дома культуры и т.д.

Карьера и трудоустройство

Анализируя сведения о трудоустройстве выпускников, можно с уверенностью сказать, что выпускники направления «Искусства и гуманитарные науки» востребованы в этом сегменте рынка. Можно выделить наиболее часто встречающуюся специализацию: культуролог и искусствовед широкого профиля, менеджер культурных проектов, куратор современного искусства, администратор галереи, координатор культурных проектов в музеях, галереях, институтах культуры и искусства и т.д. Наши выпускники становятся сокураторами крупных российских и международных проектов на время и после окончания профессиональных практик. Сегодня практически во всех крупнейших институциях современного искусства работают наши выпускники. Кафедра теории и истории культуры сотрудничает со многими культурными институциями и известными музеями г. Москвы, привлекая наших студентов к волонтерской работе и способствуя развитию искусства и культурных индустрий в Москве. Студентам, успешно завершившим обучение, выдается документ о высшем профессиональном образовании государственного образца и присваивается академическая степень «бакалавр искусств и гуманитарных наук».
Выпускники программы обладают следующими компетенциями

Выпускники программы обладают разнообразными профессиональными компетенциями, в том числе:

  • Готовность представить в систематизированном виде содержание современных культурологических знаний: дать представление об истории культурологической мысли, раскрыть суть исторической типологии культуры, познакомить с формами и видами культуры мировых цивилизаций и новейшей современной культуры, ориентироваться в новом культурном пространстве, обозначить путь междисциплинарных исследований в области предметного научного поля данной специальности;
  • Способность использовать представления об основных исторических этапах развития мировой культуры, о культуре повседневности, межкультурной коммуникации, культурной компетентности и диалоге культур, вошедших в историю;
  • Готовность самостоятельно оценивать культурные факты, явления и события разных эпох, ориентироваться в новом культурно-информационном пространстве;
  • Способность использовать умения и навыки межкультурной коммуникации: культурную восприимчивость, толерантность по отношению к другим культурам и их представителям, способность к межкультурному диалогу;
  • Способность представить в систематизированном виде содержание современных представлений о культуре мировых цивилизаций: дать представление о дискуссиях и разночтениях, раскрыть суть исторического генезиса мировой культуры, познакомить с формами и видами культуры мировых цивилизаций;
  • Готовность бакалавра искусств и гуманитарных наук использовать базовый теоретический инструментарий в области основных гуманитарных знаний, уметь креативно мыслить и быть готовыми к созданию и презентации новых творческих проектов;
  • Готовность к созданию и развитию стратегических социокультурных в целях выполнения конкретных профессиональных задач в сфере теории, истории и предпринимательства в культуре и искусстве, умение осуществлять правильный выбор ресурсов и сотрудников для реализации выбранных стратегий;
  • Способность оценивать преимущества и риски конкретных культурных проектов, обладать склонностью к конкретному прогнозированию и социокультурному проектированию в заданной сфере, определять целевую аудиторию для каждого конкретного проекта, выстраивать взаимодействие и эффективную коммуникацию среди участников проекта и аудиторией;
  • Иметь реальное представление о профессиональном статусе специалиста социокультурной сферы и четкие представления о профессиональных ценностях, как в виде нормативно закрепленных прав, обязанностей и запретов, так и сложившихся профессиональных традициях, выполнять нормы профессиональный этики.

Результаты освоения программы:

  • Практические навыки в области изучения, регулирования и управления культурными процессами в России и мировых цивилизаций
  • Анализ состояния и охрана памятников культуры и искусства
  • Прогнозирование, моделирование и управление современными процессами в культуре и искусстве
  • Овладение основами теории и практики креативных (творческих) индустрий в различных областях культуры и искусства
  • Готовность к созданию и презентации новых социокультурных проектов
  • Овладение навыками современного арт-менеджмента, арт-маркетинга, бренд-менеджмента для организации предпринимательства в культуре и искусстве
  • Формирование основных компетенций в области продвижения на арт-рынке творческих продуктов.
  • Приобретение навыков ведения профессиональной деятельности на иностранных языках
  • Уметь креативно мыслить и быть готовыми к созданию и презентации новых творческих проектов

Объекты профессиональной
деятельности выпускников

Анализируя сведения о трудоустройстве выпускников, можно с уверенностью сказать, что выпускники направления "Искусства и гуманитарные науки" востребованы в этом сегменте рынка.

Наиболее часто встречающиеся специализации: арт-менеджер и менеджер культурных проектов, фестивальный менеджмент, менеджер визуальных проектов, арт-консультант, арт-директор, куратор современного искусства, администратор галереи, театра, культурного центра; менеджер в сфере креативных индустрий, музыкальный менеджмент, консультант антикварных салонов, координатор культурных проектов ( музеи, галереи, детские центры, институты культуры) и т.д.

Наши выпускники становятся сокураторами крупных российских и международных проектов на время и после окончания профессиональных практик. Сегодня практически во всех крупнейших институциях современного искусства работают наши выпускники.

Отзывы руководства предприятий по г. Москве свидетельствуют о востребованности специалистов по реализуемой образовательной программе. Рекламаций с мест работы выпускников не поступало.

Регулярно поступают благодарности с мест наших практик. Сегодня кафедра теории и истории культуры сотрудничает с Департаментом культуры г. Москвы, привлекая наших студентов к волонтерской работе и способствуя развитию креативных индустрий в Москве.

Тематики научных исследований

  • "Ноктюрн в живописи и поэзии европейского символизма конца XIX вв.: к определению границ жанра"
  • Продюсирование музыкального проекта: от замысла к воплощению"
  • "Архитектурная семантика и семиология архитектуры и их значение для понимания архитектуры СССР и России 1930-х–2000-х годов"
  • "Трансформации культурно-образовательной деятельности музея в современные условия на примере ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музея современного искусства в Нью-Йорке".
  • "Интернет-культурa и её рoль в фoрмирoвaнии виртуaльнoгo прoстрaнствa"
  • "Образ города: стратегии репрезентации в современных видеоиграх"
  • "Проблема культурной идентичности в Германии в XIX-XX вв.: производство и ретрансляция смыслов"
  • "Фестивальный менеджмент в культурном пространстве города"
  • "Валентино Гаравани: стратегии репрезентации и продвижения модных марок (Valentino Garavani, Valentino Roma, и R.E.D. Valentino)"
  • "Философия симбиоза в пространстве культуры Японии: проблема соотношения массовой и элитарной культур"
  • "Смерть автора" в британском постмодернистском романе 1980-2000: интертекстуальная игра с персонажем
  • "Рецепция супрематизма в современном искусстве: от нуля форм к отсутствующему пространству"
  • "История и развитие индонезийского танца Zapin Betawi: проблемы и перспективы"
  • "Мультимедийный продукт, как новый объект охраны интеллектуальных прав"
  • "Граффити в социокультурной среде города"
  • "Сценарная политика современного театра"
  • "Шекспироведение в России в 20х-30х годах 20в."
  • "Сергей Рахманинов. Жизнь и творческий вклад в развитие русской классической музыки"
  • "Начало времени композитора. Организация и проведение выставки, посвященной жизни и творчеству И. Стравинского"
  • "Современный музей: стратегии и пути развития"

Инфраструктура
и внеучебная жизнь

  • Единый ресурсный центр, объединяющий информационные центры ряда международных организаций (Европейского Союза, Совета Европы и ООН);
  • Аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием, в том числе и для проведений видеоконференций;
  • Современные компьютерные классы;
  • Отраслевые отделы Научной библиотеки РУДН, открытый доступ к электронным научным базам;
  • Доступ к беспроводной Сети Интернет (Wi-Fi);
  • Концертные залы
  • Спортивные сооружения
  • Общежития
  • Студенческие кафе

За время существования кафедры были разработаны специфические формы воспитательной работы со студентами:

  • Работа в культурных институциях города Москвы в рамках читаемых учебных курсов: лекции в музеях, посещение театральных спектаклей, концертов, продюсерских центров, издательств и др.;
  • Подготовка и проведение экскурсий по памятным местам Москвы с последующим семинаром *(например, "Город как сообщество. Конференц-тур в город будущего в Сколково);
  • Посещение и участие студентов в презентациях городских культурных проектах, проводимых в Сколково (например, "Открытые инновации. Цифровая экономика; вызовы глобальной трансформации"), различными фондами культуры (например, фондом "Екатерина"), Государственным центром современного искусства (VII Московская международная биеннале современного искусства. Проект "Заоблачный лес") и пр.
  • Встречи с известными российскими и зарубежными художниками, кураторами, галеристами, арт-менеджерами, композиторами, продюсерами телевизионных программ, кинорежиссёрами и др.
  • Участие студентов в творческих кураторских проектах и культурных инициативах (например, проект по гранту Фонда Г. и Е. Тимченко "Культурная мозаика малых городов и сел.", который в 2017 г. числе немногих молодых специалистов Рооссии выиграли наши 5 студентов-магистров);
  • Работа волонтерами на крупнейших российских и международных культурных форумах, выставках, биеннале и пр. (например, на Российско-германском международном форуме креативных индустрий АRT-WERK, 2017);
  • организация силами студентов общеуниверситетских культурных мероприятий: например, круглых столов по истории музейного дела в Музее РУДН, семинаров по теме "Современная культура: стратегии репрезентации" (по современному театру, живописи, музейному предмету и пр.)

Остались вопросы?

Мы ответим на любой ваш вопрос по обучению, просто напишите!

Задать вопрос
picture

РУДН на связи

Приёмная комиссия

Чат поддержки