Образовательный процесс
Срок обучения составляет 2 года и 6 месяцев. Подавляющее большинство дисциплин данной образовательной программы касается различных вопросов индийской философии, религий и культуры. Три этих структурных блока преподаются учащимся на равной основе, без выделения в качестве приоритетного какого-либо одного из них. Кроме того, из-за синтезирующего, ассимилирующего характера традиционного индийского мировоззрения, а также терминологической и семантической расплывчатости, практически все читаемые дисциплины, формально относясь к одному из трех блоков, затрагивают на самом деле тематику и двух оставшихся. Во многом это делает содержательное расчленение данных блоков условностью.
В блоке по философии преподаются дисциплины, относящиеся к разнообразным проблемам индийской философской мысли. На материале соответствующих философских текстов студенты учатся оперировать традиционными философскими категориями, анализировать их, учитывая конкретный когнитивный контекст и проводя сравнение с западными аналогами. Большое внимание уделяется философской проблематике буддизма.
Религиоведческий блок охватывает не менее широкий тематический спектр. Студенты приобретают знание основ индийской религиозности, вероучений, исторического развития религий, их психологических и социологических аспектов. Они исследуют мифы и образы, культы и ритуалы индуизма, джайнизма, сикхизма и буддизма.
Собственно культурологический блок затрагивает темы индийского искусства, литературы, науки, быта, социальных предписаний и т. д. Аналитическое освещение индийской культуры строится в таком ключе, чтобы показать различные проявления ее самобытности, но вместе с тем продемонстрировать и ее «лики» в манифестациях других культур. При этом на всем протяжении четырехлетнего цикла проводится постоянное сопоставление индийских форм культуры с аналогичными западными и российскими формами, что позволяет студентам постигать «инаковое» не как далекую и загадочную экзотику, но как логичное, закономерное следствие условий индийской культурной жизни и индийского менталитета, имеющих немало общего с неиндийскими аналогами. Важнейшей дисциплиной данного блока, равно как и всего периода обучения, является «История культуры Индии».
Исследование любого региона тесно связано с постижением его языка, поэтому студенты-индологи изучают санскрит как базовый язык индийской классической учености, а также хинди как один из основополагающих языков современной Индии. По сути, студенты не расстаются с индийскими языками в течение всего периода своего обучения. Однако нужно подчеркнуть, что из-за отсутствия филологического уклона наша образовательная профильная программа не предполагает интенсивного погружения в исследование индийских языков как таковых, но использует их в качестве полезнейших средств освоения духовного наследия южноазиатского региона.