Образовательный процесс
Перечень дисциплин ОП «Экспертиза в области охраны окружающей среды и устойчивого развития» формируется в соответствие с ФГОС ВО с учетом потребностей современного общества и рынка труда.
Учебный план выстраивается таким образом, что все дисциплины становятся необходимыми элементами единого проекта, успешная реализация которого приравнивается к полному освоению программы. Темы проектов разрабатываются сотрудниками кафедры совместно с работодателями и предлагаются студентам на выбор в начале обучения. Уже на первом этапе – на стадии выбора темы проекта, студентам предоставляется возможность реального участия в формировании траектории их образовательной деятельности. На втором этапе определяется перечень дисциплин, необходимых для реализации выбранного проекта.
В программе имеется достаточно широкий перечень курсов, необходимых для успешной реализации любого практического проекта в рамках тематики экспертных оценок качества окружающей среды. Например:
• Методы анализа в экспертной экологии – ознакомление и выбор необходимых инструментов для осуществления профессиональной деятельности.
• Экологический контроль и мониторинг природно-техногенных экосистем – исследование состояния природных сред в пространстве и во времени.
• Оценка вреда, причиненного окружающей среде - сравнительный анализ действующих методик определения и расчета размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства.
• Методы ликвидации накопленного вреда окружающей среде (НВОС) – изучение и оценка мероприятий по рекультивации нарушенных ландшафтов при различных видах загрязнения с учетом региональных особенностей.
• Судебная экспертиза объектов окружающей среды - приобретение навыков использования профессиональных знаний в области экологии и природопользования в судопроизводстве для установления и оценки фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.
Освоение вышеперечисленных курсов происходит с привлечением представителей надзорных и контролирующих органов - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и природоохранной прокуратуры.
• Региональные и муниципальные системы управления отходами – ознакомление с индикаторами устойчивого развития в области обращения с отходами, основными принципами и этапами развития системы управления отходами в различных странах.
• Экологический аудит – изучение зарубежного и отечественного опыта в сфере экологического аудита, выявление основных проблем в данной области.
• Адаптация человека к условиям окружающей среды – исследование механизмов адаптации к неблагоприятным факторам среды, зависимости адаптационных процессов от длительности проживания в измененных условиях среды и оценка их эффективности в разных условиях обитания. К реализации данного курса привлечены ученые из Центра стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью Министерства здравоохранения РФ.
• Продовольственная безопасность – экспертная оценка качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, сертификация интегрированной системы менеджмента качества и управления безопасностью пищевых продуктов на основе процессных подходов ИСО 22000:2005. К реализации курса привлечены сотрудники Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН.
В структуру образовательной программы включены авторские дисциплины, не имеющие аналогов ни в России, ни за рубежом. Так, например дисциплина «Судебная экспертиза объектов окружающей среды» входит в инновационный междисциплинарный курс подготовки судебных экспертов в области экологии. Данный курс был разработан по заказу Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации в ответ на фактическое отсутствие специалистов для судебно-экспертного сопровождения расследования и раскрытия экологических правонарушений. Курс удостоен дипломов Национальной премии в области экологии «ERAECO 2014», Национальной премии в области географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России «Хрустальный компас 2015» и Международного проекта «Экологическая культура. Мир и Согласие»-2016 Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского.
Содержание рабочих программ дисциплин при необходимости ежегодно актуализируется в соответствие с изменениями ФГОС, законодательства РФ в области охраны окружающей среды, мировой экологической, климатической повестки, повестки в области устойчивого развития, а также с учетом складывающейся геополитической ситуации.
Весьма важным в данной ситуации является внедрение в программу обучения магистров элементов цифровых технологий, в частности онлайн курсов, что позволяет использовать в дистанционном режиме опыт других вузов, как российских, так и зарубежных. Кроме этого, использование определенной доли онлайн курсов в процессе обучения облегчает задачу выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого магистра.